“Охота на лис” – единственный в настоящее время технический вид активного спорта, напрямую связанный с радио. Мы намеренно используем его старое название – “охота на лис”, т.к. нас интересует лишь его исторический аспект. Сегодня это название всё ещё употребляется, хотя ещё в 1973 году оно официально было заменено на аббревиатуру ARDF (от английского Amateur Radio Direction Finding). Из первоначальной “охоты на лис” усилиями энтузиастов постепенно выделилось несколько родственных спортивных дисциплин, имеющих свои уникальные особенности: спортивная радиопеленгация, радиоориентирование и спринт.
“Охоту на лис” многие и сейчас называют самым молодым видом радиоспорта, хотя, если говорить строго – это далеко не так. Мнения отечественных и зарубежных радиолюбителей (а кто ж у нас в этом главный эксперт, как ни радиолюбители?) о времени зарождения “Охоты на лис” и источниках её происхождения сильно расходятся.
Это легко понять:зарубежные радиолюбители ведут летоисчисление “охоты на лис” с памятной статьи в популярном журнале Wireless World, датируемой 21 июля 1926 года. Статья эта называлась “Tracking a concealed transmitter (Shefield Society’s exciting field day)” (то есть – “Выслеживание скрытого передатчика (Захватывающий полевой день Шефилдского общества”)). Таким образом, они не без оснований полагают, что не только классическая,но и радиотехническая “охота на лис” зародилась в Великобритании, причем, ещё в те времена,когда радиолюбителям и в голову не приходило, что они занимаются каким-то спортом…
На фотографиях: Поисковая команда пытается взять пеленг CW-передачи спрятанной радиостанции. Портативный передатчик мистера Х. Ллойда, спрятанный в сарае фермы Браун Эдж около Бассета (графство Дербишир). В поиске были заняты три команды, и только одна из них оказалась успешной.
В статье (см. оригинал полностью – стр.1 и стр.2) описывается следующий эксперимент, проведенный членами Шефилдского беспроводного общества:для поиска скрытого передатчика использовались приёмники 0-V-1 с рамочными антеннами и батарейным питанием. Участники разбились на три команды, каждая из которых вела поиск самостоятельно. Мистер Х. Ллойд использовал передатчик собственной конструкции, питаемый от независимого генератора. Для вращения генератора использовался автомобиль мистера Ллойда со снятым колесом. Скрытый от посторонних глаз передатчик начал работу в 11 часов утра и провёл в общей сложности сорок 3-минутных сеансов, пока через четыре часа и 10 минут он не был обнаружен одной из команд после серии последовательных пеленгов, сделанных из разных мест, находящихся на расстоянии 4 и 6 миль друг от друга. Команда-победитель обнаружила, что передатчик был спрятан в сарае в 100 метрах от пересечения первого, третьего и четвёртого пеленга.
Надо ли говорить, что организаторы и участники этой новой увлекательной игры на свежем воздухе пришли в восторг от её результатов? Тем не менее, радиолюбители тех лет были настоящими пионерами. Занимаясь разнообразными исследованиями, они пытались, в первую очередь, извлечь из них практическую пользу для решений задач беспроводной связи и радиовещания. Конечно, поиск передатчика на пересечённой местности давал им некоторый практический опыт и пищу для размышлений: например, об отражениях радиоволн от ландшафта и геологических пластов… Но в целом, практическая польза от игр на свежем воздухе казалась им тогда весьма небольшой.
Не оставила без внимания интересный зарубежный опыт и советская радиолюбительская пресса. В конце 20-х годов, в последние дни НЭПа между редакциями нескольких отечественных радиолюбительских журналов наметилось острое соперничество. Не столько за читательскую аудиторию, сколько за поддержку государственных структур с соответствующим финансированием. Ни одной интересной новости из-за рубежа сотрудники старались не пропускать. Доступную заграничную прессу штудировали буквально от “корки до корки”, комментируя и пытаясьпересадить на отечественную почву всё, заслуживающее хоть мало-мальского внимания.
Однако, упомянув на страницах журнала “Радиолюбитель” такую занимательную новинку, как “радио-охота”, и они не смогли сформулировать возможные полезные аспекты этого развлечения. Хотя – в свете развернувшейся тогда в СССР государственной кампании по “военизации” радиолюбителей – и попытались. Но ни о каких практических последствиях размещения в 1929 году этой новости в ряду других нам не известно. Видимо, их просто не было.
Заметка вышла противоречивой: забавные картинки, требование срочно провести массовые “военнизированные игры” и странные слова о диапазоне 200 метров в конце (полный текст заметки о радио-охоте)
И всё же, безусловно – у многих радиолюбителей, владеющих английским языком, читавших и перечитывавших Wireless World в разных странах, статья про столь необычное, оригинальное и, вместе с тем, простое состязание прочно засела в памяти на долгие годы. И когда появилась новая мотивация, про “Охоту на лис” вспомнили в совершенно разных местах, появились многочисленные энтузиасты её развития. Правда, произошло это далеко не сразу.
Вторая мировая война во всех странах мира впервые обеспечила очень плотную смычку радиолюбителей с вооруженными силами. Радиолюбители-призывники оказались по большей части готовыми специалистами высокой квалификации. Их умения заметили во всех армиях и использовали на всём протяжении войны. Кому-то удалось отличиться в боях, кому-то – сделать успешную военную карьеру. После демобилизации выяснилось, что у многих молодых радиолюбителей, после приобретения армейской закалки и привычек к самодисциплине, появилось желание вести активный образ жизни, сделать своё любимое хобби более динамичным, усилить в нём спортивную составляющую. Также им хотелось продолжать общение с бывшими армейскими друзьями и сослуживцами.
Поэтому “Охота на лис” пришлась им как нельзя более по душе. В идее такой охоты оказался заложен сильный спортивный аспект, заставляющий участников формировать базу для регулярных очных соревнований, которые были не только увлекательными, но и зрелищными. На это коллективное развлечение возникла настоящая мода, в послевоенные годы буквально прокатившаяся по многим европейским странам.
Энтузиасты “Охоты на лис” в Швеции – Руне Сагнелл (слева – Rune Sagnell, SM5GQ) и Алф Линдгрен (Alf Lindgren, SM5IQ) на первой зимней “охоте”, 1948 год.
C 1946 года очень немало для развития и становления “Охоты на лис” именно как нового вида спорта сделали шведские радиолюбители. Множество имён и фактов об этом можно найти на историческом персональном веб-сайтеАлфа Линдгрена, откуда мы заимствовали немного исторического материала.
Вообще, если попытаться разобраться, почему первый чемпионат Европы по “Охоте на лис” был проведен именно в Швеции, следующий – в Югославии, потом в СССР, и далее друг за другом пошли страны социалистического лагеря – можно узнать немало неожиданного из истории этого радиолюбительского вида спорта…
Советские радиолюбители впервые узнали об “охоте на лис” лишь в апреле 1957 года из первой публикации в журнале “Радио”. Оттуда и из последующих статей в “Радио” все их сведения, цитаты и твёрдая уверенность, что “охота на лис” зародилась уже в послевоенное время – то ли в Голландии (на велосипедах), то ли в Швейцарии (на катерах)… Но это ничуть не помешало Советскому Союзу внести в развитие “Охоты на лис” собственный, более чем значительный и, возможно, решающий вклад.
Почему и как это вышло? В последние годы жизни И.В. Сталина, в условиях разгорающейся “холодной войны” в СССР проводилась весьма осторожная внешняя политика, построенная на компромиссах. Вместе с тем политика внутренняя была крайне жёсткой, порой даже истерической. Одной из таких скандальных внутриполитических кампаний стала т.н. “борьба с безродным космополитизмом”, под гребёнку которой попало в полной мере и советское коротковолновое движение (а вслед за ним и прочие радиолюбители). Даже радиолюбительские позывные приказано было писать исключительно русскими буквами, не говоря уж о том, что любые связи с зарубежными радиолюбителями были запрещены.
Коротковолновики уже не могли претендовать на роль флагманов советского радиолюбительского движения – власти попросту лишили их всех былых козырей. Пострадали не только они – огромный и,казалось бы, всесильный ОСОАВИАХИМ был попросту распущен. В новом Оборонном обществе отлично понимали, что нужна новая концепция деятельности. Такой концепцией должны были стать военно-технические виды спорта, в том числе, разновидности т.н. “радиолюбительского спорта”. Но с последним были трудности: соревнования и достижения коротковолновиков и операторов-телеграфистов слишком мало походили на традиционные спортивные – остро не хватало активной и зрелищной составляющих. С гонками на мотоциклах или катерах, стрельбой, прыжками с парашюта и прочим им было значительно легче… поэтому в теме радиоспорта шёл напряжённый поиск новых решений. “Охота на лис” была отличным вариантом. Но как к ней подобраться, не будучи немедленно обвиненными в “низкопоклонстве перед Западом”, а то и в шпионаже в его пользу? Несмотря на смену руководства партии и страны, “холодную войну” и “железный занавес” в конце 50-х никто не отменял.